Концептуализм в фотографиях
05 Янв 2013
Концептуальное искусство как течение стало складываться в конце шестидесятых, хотя термин «концептуализм» предложил Г. Флинт в 1961 г., когда художник С. Левитт выпустил манифест, называвшийся «Параграфы концептуального искусства».
Именно в нем сформулирован принцип нового искусства, где идея, или концепт, — самый важный аспект работы.
Исходные материалы, а также уровень создания произведения были не настолько важны. Это существенно поспособствовало тотальному смешению в одном произведении видео, скульптуры, живописи, перформанса, а также фотографии. Полное стирание границ между различными видами искусства делало затруднительным идентификацию законченных произведений.
Ряд концептуальных художников того периода относились к фотографии только как к удобному способу запечатления действительности. В данном случае под действительностью следует понимать различные виды творческой деятельности.
Такой перформанс, как «Поющие скульптуры», разыгранный в 1970 г. одевшимися в одинаковые пиджаки, а также раскрасившими лица под бронзу Гилбертом и Джорджем, стало доступным взгляду последующих поколений лишь благодаря фотографии.
Центральной проблемой концептуального искусства со временем стало взаимоотношение изображения и слова. Сосредоточенность большинства концептуальных авторов в большей степени на вербальных, чем на визуальных аспектах как видах художественной практики, получило отражение в присутствии текста, ставшего частью произведения в фотографических работах.
К известным примерам индустриальной документальной фотографии, которая также обращается к проблеме типологии, относятся концептуальные работы Хиллы и Бернда Бехер. В более художественном, а также в сюрреалистическом ключе всевозможные вопросы индустриального мира решает Т. Руфф в своей серии «Машины».
Оживить документальную фотографию и разбавить ее долей постановки — эту задачу поставил перед собою фотограф А. Секула, оставаясь преданным своей выбранной стратегии в 1973-м при работе над «Аэрокосмическими народными сказками», а также в 1990-х во время проекта «Рыбная история».
Фотограф применяет панорамный формат, смешивая различные фотографические стили и добиваясь выразительности гигантского цветного изображения таким образом, что это позволяет американскому историку искусства и критику Б. Бухлоху рассуждать об эстетике единичного изображения, а также о замене живописи на него.