Нужна ли борьба с солнцем?

02 Июн 2013

Нужна ли борьба с солнцем? Кто не слышал совет «никогда не снимать против солнца»? Стоило только снять, таким образом, на плёнку, и фото получалось, если не засвеченным, то довольно смешным.

Но с приходом цифровой фотографии, многое изменилось, и теперь бороться с солнцем довольно просто.

Все зависит от знаний характеристик света. Свет может быть прямым (прямо из-за спины), боковым и контровым. Прямой свет очень хорошо показывает цвета объектов.

Боковой благодаря появлению теней в кадре, отлично передает глубину и объем. При контровом свете, глубиной и объемом можно управлять. И свет и тени падают прямо на объектив, значит можно управлять их длиной.

Но ещё, в контровом свете есть важный элемент — солнце. Без него невозможно создать красивые закаты и восходы. Да и в отношении свадебных фото, без солнца в кадре не было бы многих модных свадебных эффектов. Главное правильно использовать солнце в кадре в своих целях.

Портрет.

С портретом дело обстоит довольно просто. Разница лишь во времени съемки. Днем снимать легче, т.к. цвет вспышки и цвет дневного света одинаковы. Но в вечернее время хлопотнее с оттенками.

Прежде всего, небо и солнце на закате — это не источник контрового света, а скорее фон. Его не так легко перебить по яркости, даже вспышкой. Поэтому, чтобы вспышкой не светить весь кадр, лучше всего выбрать режим медленной синхронизации в режиме TTL по второй шторке.

Но ещё лучше, если использовать внешнюю вспышку в управлении с фотоаппарата, поставив её ближе к модели. Кроме того, использовать рассеиватель со светофильтром, чтобы лицо и закат были одного оттенка.

Пейзаж.

Намного сложнее с пейзажем. Многое зависит от того, как на небе располагается солнце и какова степень освещенности воды, земли… Одна половина пейзажа может, по яркости, отличаться от другой на 2-4 ступени и фотоаппарат будет искать золотую середину между ними. И может случиться так, что землю недодержит, а небо, наоборот, пересветит.

Решение здесь — снимать в RAW. Это даст свободу в возможностях поэкспериментировать с изображением. Кроме того есть ещё такая штука, как градиентный фильтр. Его цель — выравнивать разницу по яркости между небом и землей.

Ещё есть возможность создать чисто цифровой эффект с помощью HDR. Из трёх кадров с разной экспозицией, создать один. Небо с одного, землю — с другого, а с третьего — взять переходы между ними.

Макросъемка.

Обычно, при макросъемке, проблем с контровым светом не бывает. Напротив, любые травинки и листочки, цветочки и букашки лучше смотрятся именно в контровом освещении.