Что влияет на глубину резкости
20 Апр 2013
Первое что бросается в глаза при взгляде на фотографию это четкость изображения. Она определяется глубиной резкости изображаемого пространства, то есть расстоянием между самым близким и самым далеким снимаемыми объектами, которые воспринимаются четко.
Зоны, расположенные ближе или дальше выглядят размытыми. Глубина резкости — понятие умозрительное, так как в реальности объектив камеры может быть сфокусирован лишь на одной плоскости, все остальное, и ближе и дальше, будет в зоне размытости.
Понятие глубины резкости происходит от того факта, что точки, лежащие вне зоны фокуса кажутся кружками, чем дальше от фокуса, тем крупнее, но, если кружки меньше разрешающей способности объектива, то они смотрятся точками.
Таким образом, ГРИП определяется максимальным диаметром кружка, который еще воспринимается глазом как точка. На глубину резкости влияют несколько факторов.
Чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше значение глубины резкости, поскольку закрытие диафрагмы уменьшает диаметр кружков нерезкости. С увеличением фокусного расстояния уменьшается глубина резкости, так как длиннофокусные объективы призваны увеличивать изображение, включая и кружки нерезкости.
Расстояние фокусировки пропорционально увеличивает глубину резкости, а с увеличением резкости увеличиваются и кружки нерезкости, уменьшая ГРИП.
Изменяя глубину резкости, можно выделить объект из размытого фона или, напротив, сделать всю сцену четкой. Отделение объекта от фона требуется при портретной съемке.
Надо помнить, что фокусировать объектив следует на самом главном — в портрете это глаза. Также желательно избавиться от лишних предметов на заднем плане, так как даже в размытом виде, они видны. Кадры с выделением объекта делаются при максимально открытой диафрагме.
Изображение, резкое от центра до краев, требуется при съемке пейзажей. Добиться резкости можно, прикрыв диафрагму. Величина прикрытия зависит от условий съемки. При недостаточном освещении и отсутствии штатива, лучше пожертвовать резкостью небольшой краевой части изображения, чем получить фото, смазанное из-за большой выдержки.
При благоприятных условиях съемки — хорошем освещении, наличии опоры для фотоаппарата — длительность экспозиции не играет роли и, казалось бы, можно прикрыть диафрагму до максимума.
Однако делать этого не следует, так как при очень малых размерах диафрагмы дифракция световых волн ухудшает качество изображения.