Что такое фронтальный стиль?
11 Янв 2013
Фронтальность и абстрактные формы, а также принцип «найденных объектов» в фотографии переплетены довольно тесно.
Последнее почти всегда является следом субъективного выбора фотографа. Это фрагментирование реальности, которое обретает самоценный смысл.
Сама композиция кадра вполне может представлять собою найденный объект, совокупность форм, деталей и фрагментов, оказавшихся в прямоугольнике кадра при посредничестве фотографа.
Нам бывает дорога какая-нибудь вещь, прожившая свое время, сплющенное ведро либо заброшенный дом. Фотографы предъявляют эти вещи зрителям как экспонат своего музея.
Во время съемки, они почти не задумываются, когда стараются подать предмет, портрет или здание в специфической манере, когда поверхности определенного предмета параллельны бумажному листу, плоскости фото-отпечатка.
Это вполне естественно для книжных страниц. Получается что-то наподобие удвоения действительности.
Фронтальный стиль фотографии Эванса 30-х годов сводит на нет какую-либо авторскую точку зрения, акцентируя безличностную объективность. Подчеркивая плоскостность отпечатков, а также выбирая фрагменты реальности, порождается изображение, которое целиком формируется волей и концентрацией автора без использования перспективы. Но он смог довести это до осознанного приема.
Эванс говорил о фотографиях как о своеобразной форме коллекционирования. Он также любил собирать вещи и людей, поразивших его. Не случайно он снимал графические образы и слова, заполняющие города.
Эффект уплощенного пространства можно получить при съемке телеобъективом. В истоках немецкой концептуальной фотографии стоит фотосерия, которую сделали супруги Бехер. Они снимали банальные гигантские газгольдеры, однако решили назвать их «Анонимной скульптурой».
Этот принцип на первый взгляд лишен особой субъективности и выдает желание показать предметы такими, какими они являются на самом деле. Однако такой предмет нужно было сперва увидеть, выбрать из многих других, аналогичных мотивов, а затем встать так, как человека сажают в фотоателье для съемки на документы.
При этом выясняется: не так уж просто выбрать единственную проекцию, когда информация о предмете будет исчерпывающей.
У книги из фотографий С. Ермолаева содержание тоже иллюстративное. Но Ермолаев дает точные эмоциональные характеристики коллекциям объектов, называя их «подборами»: случайности, забытая реальность, нелепости.