Жанровые фотографии
07 Янв 2013
«Жанровой» фотографией называют фотографию, где факт документальности играет последнюю роль. Ведущая роль принадлежит образности и художественности, которые щекочут ассоциативное мышление, шевелят разум, будоражат воображение и теребят задворки кругозора.
Эмоциональная составляющая такой фотографии также уходит назад, чтобы не затмевать восприятие и не мешать объективности. Это важно, чтобы случайно не попасть на удочку бытовых эмоций и сантиментов.
Например, портрет любимой девушки, которая игриво глядит в камеру из-за кустов крыжовника, красноречиво называется «Взгляд!». Подобные набившие оскомину и мозг любознательных зрителей фотографии совсем не являются жанровыми.
Если говорить об этом автору, то он принимает наполеоновскую позу и говорит, что он так видит. А ведь все может быть намного интереснее с фотографической точки зрения.
Хотя, конечно, тяжело посмотреть «фотографически», когда глаз не тренирован, опыт ограничивается репродукцией Моны Лизы, расположенной на кухонной двери и различными «прикольными фотками», а прочесть книги и посмотреть альбомы фотографов мирового масштаба лень.
Нужно ли быть очень хорошим фотографом, чтобы увидеть изображение на фотографии? Надо быть достойным зрителем. А это достаточно редкое явление. Можно сказать больше: хороших фотографов, скорее всего, больше, чем различных достойных зрителей.
Хороший фотограф должен быть критиком собственных работ. Тогда из десятков отснятых негативов он выберет немногочисленные кадры, которые в будущем станут фотографиями, вместо простых изображений или «прикольных фоток».
Несомненно, настроение во время съемки, точнее, отношение фотографов к снимаемым объектам крайне важно. Для некоторых это основной вопрос фотографии, портретной или уличной. Можно нацепить телевик — это безопасно и не нужно ничего выдумывать.
Однако телевик может испортить всю картину способностью «уплощать» ее и изолировать людей и предметы из окружающего мира. Хорошему фотографу важно вступать в контакт с окружающим миром, понимать взаимоотношения бессловесных бездушных предметов, давать им возможность немного пожить вместе с фотографом.
Фотографы «проживают» эти кадры буквально через себя, и в итоге в этих кадрах они видят свое отражение со своим персональным пространством, где только они были вольны править. И когда это хорошо фотографически, они просто рады. Фотографы получают удовольствие не только во время, но и после съемки.