Модерн в фотографии

19 Янв 2013

Модерн в фотографииНовизна современной художественной фотографии заметно проявляется в таких взаимно пересекающихся течениях, которые обычно обозначаются как «субъективизм» и «новый пикториализм».

Новый пикториализм, который использует такие же технические приемы, как и пикториализм на рубеже 19-20 вв., представляет собой стремление придать фотографии живописность за счет одновременного применения мягкорисующей однолинзовой оптики с необычными эффектами освещения.

Новое в современном пикториализме — его очевидная религиозная с мистической направленностью, находится не в визуальных, а в идейных сферах.

Субъективизм наиболее характерен для современных стрит-фотографий. К нему относится все то, что не попало в рамки пикториализма, который предполагает максимальную достоверность и детальность фотографических изображений.

Это направление также не ново. Если нерезкость относить к одной из отличительных особенностей субъективизма, то получается, что он появился вместе с фотографией.

Различные приемы, один из которых — помещение главных объектов вне зоны фокуса, намеренно используются в субъективистской фотографии.

Несмотря на родство этих направлений, критики совершенно по-разному относятся к ним. К пикториализму — снисходительно-благосклонное отношение, а к субъективизму — слишком отрицательное.

Последний подвергается регулярной резкой критике за то, что отходит от реальности и теряет саму сущность фотографии. Таким образом, субъективистским фотографиям отказали собственно в правах считаться фотографиями.

Кроме того, субъективистские фотографии не часто встречают понимание у зрителей. Если не брать в расчет особую категорию публики, которая ориентируется преимущественно на модные течения в искусстве, причем, независимо от содержания.

И когда внешняя красивость с мистической окрашенностью нового пикториализма находит отклик у романтической части аудитории, такие приемы, свойственные «субъективистским» фотографиям, как дисбаланс композиции, пренебрежение объектами в пользу «мусора», а также всем известные нерезкость, переконтрасты, зернистость и шевеленка являются постоянной целью для насмешек публики.

Неискушенные зрители, а также многие профессиональные фотографы твердо уверены, что единственная причина появления «субъективистских концептуальных шедевров» — неумение авторов сфотографировать «красиво» и «как в жизни».