Камера-обскура
22 Июн 2013
Камера-обскура переводится с латыни «темная комната». Интересно, но в первоначальном своем виде этот предок фотоаппарата на самом деле был буквальной комнатой. Давайте немного заглянем в историю.
На чем основывается принцип действия этой камеры? Известно, что в геометрической оптике за основу берется прямолинейное распространение света. На практике это означает, например, следующее.
Когда вы смотрите в зеркало или любую другую полированную поверхность, вы можете видеть как свое изображение, так и источник света. Это происходит потому, что угол падения луча света отражается от поверхности под тем же углом. По этому же принципу действует камера-обскура.
В темной комнате в одной из стен делали маленькое круглое отверстие. Через него проходило изображение какого-либо предмета и отображалось на противоположной. Это свойство стали использовать художники, и не только.
Первый раз об этом открытии упоминается еще в 5-м веке до н. э. китайским философом Ми Ти. Более подробно изучен и описан этот феномен был Аристотелем. И позднее, в 10-м веке н. э., дополнительные исследования были проведены арабским математиком и физиком ибн Аль-Хайтамом.
Также исследования в этой области продолжили английский философ Роджер Бэкон, и архиепископ Кентерберийский Джон Пенхам, жившие в 13-м веке.
В создании художественных картин при помощи камеры-обскуры первым выступил Леонардо да Винчи. Конечно, изображение на полотне получалось перевернутое, зато цветное и полное. Для больших полотен это было довольно удобно.
Тот же Леонардо да Винчи изобрел специальный инструмент, чтобы изменять интенсивность света, и фотометр, который, правда, стал использоваться гораздо позднее.
Великого художника никак не смущало перевернутое изображение картины. Ведь он к тому же был и хорошим оптиком, поэтому знал принцип проекции образов на роговице глаза. Но вот другим художникам было не совсем по душе все время работать с перевернутыми предметами.
Это подтолкнуло Йоганнеса Цана приняться за изобретение усовершенствованной камеры-обскуры. Это было сделано в 1686 году. Ученый опирался на труды Леонардо.
Он сделал портативный аналог, снабдив его зеркалом, которое было расположено под углом 45 градусов. Таким образом изображение проецировалось на матовую пластину в надлежащем виде. Теперь художники могли удобно переносить его на бумагу.